Гланая В избранное Написать письмо ФОРУМ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
 

Новости трезвости

 

13.03.2013

      Сегодня в нашей стране развёрнута мощная пропагандистская кампания, которую условно можно назвать «за возврат промилле». Она преследует цель убедить вас в допустимости употребления небольших количеств алкоголя за рулём.

Введённое в 2008 году допущение содержания этилового спирта в выдыхаемом воздухе было распропагандировано как разрешение употреблять немного спиртного за рулём. Последствия оказались таковы, что вскоре от нововведения пришлось отказаться. Этот трезвый, благоразумный шаг вызвал не стихающую по сей день бурю возмущения в либерально-демократической среде, и в первую очередь среди активистов белоленточной оппозиции и сторонников гей-культуры. К чему сводятся их аргументы?

 

Первое. Спирт есть в продуктах  питания.

 

Второе. Погрешности приборов измерения создают угрозу лишения прав у совершенно трезвых водителей.

 

Третье. Во всём мире допускается  употребление небольших количеств  алкоголя водителями, для чего в  законодательствах других стран  введены определённые цифры допустимого  содержания этилового спирта.

 

Заметим сразу, что  сторонников  выпивки за рулём характеризует эмоциональный напор вкупе с полным незнанием предмета требования.  Они, как правило, даже не понимают, чего требуют от законодательной власти. Чтобы это увидеть, коротко обрисуем суть вопроса.

 

Алкоголь является естественной частью обмена веществ, то есть он присутствует в организме независимо от введения его извне. Но при этом содержание его в крови очень низко: по данным 1955 года, - до 0,004%*

Физиология называет этот алкоголь эндогенным. Можно ли определить эндогенный алкоголь в выдыхаемом воздухе? Нет,  потому что количество спирта в крови для этого слишком мало,  поэтому   в норме найти спирт в выдыхаемом воздухе невозможно. Следовательно, у здорового человека алкоголь  в выдыхаемом воздухе отсутствует. Подчеркнём: у человека здорового! Но есть некоторые болезни обмена веществ, при которых содержание эндогенного алкоголя в крови увеличивается.

 

В случае поступления  алкоголя извне,  последний  с током крови попадает в лёгкие, где и выделяется с выдыхаемым воздухом. Этот алкоголь именуется экзогенным, им обусловлен запах спирта от употребившего спиртное, на этом же построена и работа всех без исключения алкотестеров  исследующих выдыхаемый воздух: от трубки Мохова-Шинкаренко и пробы Рапопорта до самых последних современных моделей. Все они определяют присутствие паров спирта в выдыхаемом воздухе.

    Итак, в норме алкоголя в выдыхаемом воздухе быть не должно, в то время как в крови он может присутствовать в пределах до 0,04 промилле.

На сегодня в массовом сознании путаница  в этом вопросе царит просто невообразимая: до сих пор не приходилось встречать ни одной грамотной публикации на тему «возврата промилле», всюду перепутаны и перевраны совершенно разные значения эндогенного алкоголя в крови и паров спирта в выдыхаемом воздухе, а некоторые обращения в органы власти «в защиту промилле» написаны явно в состоянии опьянения.

Подавляющее большинство  сторонников выпивки за рулём, подписывающие обращения к властям, вообще не могут увидеть разницы между содержанием спирта в выдыхаемом воздухе и содержанием спирта в крови, но тем не менее они во-всю требуют "вернуть промилле!!!".

Теперь посмотрим на суть этих требований, для чего сначала обратимся к ныне отменённой законодательной норме, возврата которой требуют от Государственной Думы. Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ в ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было введено следующее примечание:

 

«Примечание. Под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ».

 

Что такое 0,3 грамма на литр крови? Это 0,3 промилле. Подчеркнём ещё раз: речь идёт о крови.

 
        Что такое 0,15 миллиграмм на литр выдыхаемого воздуха? Это та величина для выдыхаемого воздуха, что была дозволена в 2008 году. Но сторонники выпивки за рулём, прилагая где-то слышанную ими цифру в 0,3 промилле к выдыхаемому воздуху, тем самым путают её с содержанием спирта в крови, требуя таким образом от законодателей многократно превысить допущенные в 2008 году нормы.

При этом требования "вернуть промилле" излагаются столь истерично, что обнаруживают у их авторов  явные признаки алкогольной зависимости, потому что только зависимый может, не считаясь ни с чем, так настойчиво добиваться возможности употреблять спиртное.

 

Другим аргументом сторонников  пьяного вождения является возможная погрешность приборов измерения, создающая угрозу привлечения к ответственности трезвых лиц управляющих транспортными средствами. В этом отношении возврат введённых в 2008  году норм ничего здесь не даст по одной очень простой причине: погрешность прибора может сложиться с истребованным количеством спирта, что вновь даёт основания для привлечения к ответственности.

Другими словами, если допустить какую-то величину N и лицо, управляющее транспортным средством, каким-то образом уложится в неё, то прибавленная к величине N погрешность сведёт на нет все благие намерения. Примером может служить сравнение с определением скорости движения автомобиля: погрешность её измерения возможна, лишь  когда машина движется хоть с какой-то скоростью. Но если машина стоит на месте и скорость равна нулю, то говорить о каких-то допусках и погрешностях просто неуместно. Так же обстоит дело и с алкоголем: либо водитель трезв и в этом случае вопрос об алкоголе в выдыхаемом воздухе снимается, либо водитель употреблял спиртное – и тогда встаёт вопрос о промилле.

На самом деле само по себе введение в Кодекс об административных правонарушениях, далее именуемого Кодекс,  каких-то биохимических показателей должно быть совершенно исключено хотя бы потому, что последние являются областью узкоспециальных знаний далёких от юриспруденции. Кроме того, в отличие от сфер технических и юридических, физиология почти не располагает константами, то есть раз и навсегда заданными твёрдыми значениями, что так же препятствует введению в Кодекс величин, которые будут затем однозначно пониматься в правоприменительной практике.

Возврат в Кодекс прежних значений даст все основания говорить о погрешностях и неточностях, появится почва для разного рода злоупотреблений как со стороны водителей так и со стороны инспекторов ГИБДД. Какие-то там цифры (а ведь именно так массовое сознание воспринимает введённые в Кодекс показатели) вновь будут поняты как дозволение пить за рулём. Признаки даже лёгкого опьянения говорят о начинающемся искажении восприятия пространства и времени, помутнении рассудка и паралича воли, но все эти грозные явления будут пониматься как дозволенная норма. О каком контроле или способности управления может идти здесь речь? Поэтому никаких промилле в Кодексе не должно быть в принципе, как их, кстати, никогда у нас и не было со времён Сталина вплоть до наших дней, за исключением периода 2008 - 2010 гг.

 

 

 

Вернёмся к угрозе погрешности  измерительных приборов. Здесь для начала необходимо указать на имеющийся существенный недостаток используемых до сих пор в Кодексе формулировок: и освидетельствование проводимое инспектором ГИБДД и медицинское освидетельствование именуются в Кодексе одним этим словом, - «освидетельствование», что для многих затрудняет правильное понимание законных требований.  Поэтому для улучшения восприятия мы предлагаем  именовать медицинское освидетельствование  медэкспертизой, а  освидетельствование проводимое инспектором ГИБДД – просто одним словом «освидетельствование».

 

 

Утверждённый приказом  Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308** "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" порядок проведения медэкспертизы требует от эксперта особой квалификации, поэтому передача этой функции инспекторам ГИБДД недопустима. Она уже повлекла резкий рост мздоимства, способствовав тем самым дальнейшему росту коррупции.

 

 

       Но как быть со спиртом, содержащимся в продуктах питания и некоторых лекарствах? В этих случаях спирт либо не определяется в выдыхаемом воздухе вообще, либо после употребления продуктов или принятия лекарств показатели быстро приходят в норму. Существующий на сегодняшний день порядок проведения медэкспертизы предусматривает, в частности, применение двух исследований выдыхаемого воздуха с промежутком в 20 минут, что исключает всякого рода случайности и ошибки (см. п. 16 инструкции, утверждённой приказом Минздрава №  308)**. Таким образом, порядок проведения медэкспертизы устраняет вынесение необоснованного заключения об опьянении из-за употребления спиртосодержащих продуктов питания и лекарственных средств.

 

Теперь о повышенном содержании эндогенного этанола, что отмечается  при некоторых тяжёлых заболеваниях. Согласно п. 22 инструкции, утверждённой приказом Минздрава №  308**, в случаях оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП заключение о наличии опьянения выносится при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамма на один литр крови. Величина 0,5 грамма на литр крови соответствует значению 0,5 промилле, то есть значительно превосходит введённые в 2008 году 0,3 промилле. Распространение этой нормы на иные случаи экспертиз, не связанных с ДТП, создаст более чем достаточную преграду от обвинения трезвых лиц в состоянии опьянения. Таким образом,  имеющаяся  норма на самом деле даже превосходит требования сторонников «возврата промилле», достаточно лишь изменить ведомственную инструкцию, включив исследование крови в случаи, не связанные с ДТП.

Содержание алкоголя в  крови свыше 0,5 промилле однозначно является признаком опьянения либо тяжёлого состояния здоровья. Решение о допуске лиц с таким высоким уровнем эндогенного этанола к управлению автомобилем должно приниматься на основании приказа Минсоцздрава от 12 апреля 2011 г. N 302н*** запрещающего допуск к управлению транспортными средствами лиц с болезнями  эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 - 4 степени. Здесь, безусловно, требуются доработки и уточнения имеющихся на сегодняшний день положений, направленные на решение вопроса о допуске к управлению автомобилем лиц со столь тяжёлыми заболеваниями.

       Есть и ещё одно очень существенное положение действующего законодательства, которое остаётся незамеченным то ли в силу дремучего невежества сторонников «возврата промилле», то ли из-за намеренного замалчивания. Существующий сейчас порядок даёт водителю право отказаться от освидетельствования проводимого инспекторами ГИБДД, либо не согласиться с его результатами и потребовать проведения медицинской экспертизы. Заключение медэкспертизы является окончательным, и результаты освидетельствования ГИБДД не могут его опровергнуть.    Таким образом, на сегодняшний день мы имеем вполне достаточную нормативно-правовую базу для вынесения правильного заключения об отсутствии, либо напротив – наличии  опьянения у лица, управляющего транспортным средством.

 

 

      И, наконец, третий аргумент желающих выпить за рулём – это опыт других стран.       В нашей стране влияние алкоголя на организм изучено очень давно, принятые ограничения имеют под собой строгую научную основу, они напрочь опровергают современные  так называемые «научные исследования» носящие ярко выраженный заказной характер и призванные оказать давление на законодательные органы власти.  Действующие сегодня нормы укладываются и в требования  международной Конвенции о дорожном движении**** (далее – Конвенции) согласно которым

цитата:

«в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях - в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством. Во всех случаях максимальный уровень содержания алкоголя в крови в соответствии с национальным законодательством не должен превышать 0,80 г чистого алкоголя на литр крови или 0,40 мг на литр выдыхаемого воздуха»

У нас же в настоящий момент принята норма в 0,5 грамма алкоголя на литр крови, что составляет величину менее установленного Конвенцией предела в 0,8 грамм, и отсутствие спирта в выдыхаемом воздухе, что с учётом с оговорки «а в соответствующих случаях»   является показателем менее установленного той же Конвенцией предела в 0,4 миллиграмм.

    Но результаты научных исследований проведённых в нашей стране указывают, что при  содержании алкоголя в крови от 0,2 до 0,5 промилле количество тяжких  ДТП возрастает в  два раза, поэтому установленное в 2008 году разрешение на содержание в крови водителя 0,3 промилле алкоголя чрезмерно завышено. Отсюда научно обоснованным пределом следует считать содержание до 0,2 промилле алкоголя в крови*, что так же соответствует условиям Конвенции.

 

                             Из сказанного вытекает следующее:

1. Требования «вернуть промилле!» лишены оснований.

2. Все вопросы, связанные с ошибками, погрешностями приборов и употреблением спиртосодержащих продуктов либо лекарственных средств разрешаются проведением медицинской экспертизы на предмет определения опьянения.

 

                    Союз борьбы за народную трезвость предлагает:

1. Лишить органы надзора и контроля за безопасностью дорожного движения права на самостоятельное освидетельствование водителей транспортных средств.

2.  Оставить за должностными  лицами, которым предоставлено право  государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения, право направления на медэкспертизу лица, управляющего транспортным средством.

3. Включить в порядок  проведения медэкспертизы наряду  с исследованием выдыхаемого  воздуха так же и исследование  крови в число обязательных  условий установления состояния  опьянения.

4. Поручить Минздравсоцразвития доработать приказ № 302н*** в части допуска лиц с заболеваниями, дающими повышенное содержание эндогенного этанола, к управлению  транспортными средствами.

5.  Для  лиц управляющих  транспортными считать состоянием  опьянения содержание алкоголя  в крови  свыше 0,2 промилле*.

 

При необходимости Союз борьбы за народную трезвость готов предоставить более глубокие обоснования и разъяснения по рассматриваемому вопросу.

 

 

Примечания:

 

*Источник: С.В. Аничков. М.А. Беленький. Учебник фармакологии.  Допущено министерством высшего образования СССР в качестве учебника для медицинских институтов. МЕДГИЗ. 1955 г   стр. 89.

 

  **МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 14 июля 2003 г. N 308

Зарегистрировано в Минюсте  РФ 21 июля 2003 г. N 4913

 

О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ

НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

 

(в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ

от 07.09.2004 N 115, от 10.01.2006 N 1, от 14.07.2009 N 512н,

от 15.02.2010 N 85н, от 25.08.2010 N 723н,

от 25.08.2010 N 724н,

с изм., внесенными решениями Верховного Суда РФ

от 09.10.2008 N ГКПИ08-1450, от 28.04.2009 N ГКПИ09-461,

от 22.10.2009 N ГКПИ09-1325, от 04.06.2010 N ГКПИ10-352)

 

 

 

*** МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 12 апреля 2011 г. N 302н

 

Зарегистрировано в Минюсте  РФ 21 октября 2011 г. N 22111

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ

ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ  ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ  МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ

(ОБСЛЕДОВАНИЯ), И ПОРЯДКА  ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ  МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

(ОБСЛЕДОВАНИЙ) РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ

И НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

 

 

 

 

 

**** КОНВЕНЦИЯ 
О ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ 
(Вена, 8 ноября 1968 г.) 
(с поправками от 1 мая 1971 г.)

 





Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу
Оригинальная идея - Приморское отделение СБНТ