Гланая В избранное Написать письмо ФОРУМ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
 

Новости трезвости

 

11.03.2013

Чертова дюжина лет табачного законотворчества

 

 

А.К. Дёмин, доктор политических наук, профессор, кандидат медицинских наук,

президент Российской ассоциации общественного здоровья

 

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».1 Закон принят Государственной Думой 12 февраля, одобрен Советом Федерации 20 февраля.

Утративший  силу Федеральный закон от 10 июля 2001 года №  87-ФЗ «Об  ограничении курения табака», первый в стране в своем роде, оказался неэффективным, так как уже на этапе проекта попал под пресс иностранных табачных компаний, внедрившихся в Россию.  

Оптимисты связывали новые надежды с присоединением страны к новому международному законодательству - Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятой большинством стран мира, включая Россию, в 2003 году. Правда, в составах правительственных делегаций России на продолжавшихся несколько лет переговорах по подготовке проекта Конвенции в Женеве, общественниками был выявлен замаскированный высокопоставленный деятель иностранной табачной компании «Бритиш Америкен Тобакко». 

Подрыв внутреннего законодательства, процесса Рамочной конвенции, доминирующая роль иностранных табачных компаний, оседлавших Россию после прекращения СССР, захвативших практически полностью табачный рынок, успехи развитых стран и мирового сообщества рассмотрены нами в книге «Россия: дело табак. Расследование массового убийства», опубликованной в 2012 году.2

Страна вышла на первое место в мире по распространенности курения, число потребителей табака – легального наркотика, превышает 50 миллионов – более трети населения России. Ежегодно преждевременно умирает от потребления продукции табачных компаний 400 тысяч наших сограждан, производится около 400 миллиардов штук сигарет стоимостью 13 миллиардов долларов США. На продвижение продукции расходуется более 1 миллиарда долларов США в год. После уплаты ничтожных акцизов, прибыль вывозятся за рубеж, ущерб не возмещается. Основные страны-получатели астрономического размера табачных финансовых потоков из России – Япония, США, Соединенное Королевство, Южная Корея.

Иностранные табачные компании консультируют руководителей, оплачивают работу ведущих экспертов, отбирают талантливую молодежь. Страшные «заслуги» их руководителей торжественно отмечены высокими правительственными наградами. Для ключевых субъектов Федерации, в том числе табачной столицы и кузницы правящей элиты - Санкт-Петербурга, спешно построенные, самые большие в мире, фабрики иностранных табачных компаний стали бюджетообразующими предприятиями.

Ныне Россия превращена в глобальное гнездо всемирного табачного зла, ключевую логистическую, производственную, сбытовую, кадровую и управленческую площадку пяти иностранных табачных компаний, крупнейших на планете, применяющих суперсовременные подходы, подкрепленные давлением со стороны ведущих государств мира.

Названные факты объясняют трудности адекватного противодействия табачной эпидемии в России в национальных интересах. Так, наша страна имела возможность присоединиться к Рамочной конвенции уже в 2003 году, однако пять драгоценных лет были растрачены на простое движение бумаг.

После ратификации  в 2008 году, процесс Рамочной конвенции в России был расколот. В 2009 году принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»3, видимо, как легализующий деятельность табачных компаний в условиях угроз со стороны процесса Рамочной конвенции. Объединения табачников разработали и представили законодателям этот техрегламент, в чем можно усмотреть нарушение положения Статьи 5.3. Рамочной конвенции.

 

«Статья 5. Общие обязательства

…3. При разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством».

 

Пять послератификационных лет ушли в России на подготовку законодательных инициатив, которые обеспечили бы взятые обязательства по реализации в российском законодательстве положений Конвенции. Затянувшуюся паузу немного заполнила подписанная Председателем Правительства России В.В. Путиным в сентябре 2010 года Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы.4 Как и другие многочисленные правительственные концепции, она не имеет статуса закона или государственной программы.

Государственная дума, похоже, не смогла сформировать необходимый законопроект, и его разработку выполнило Федеральное ведомство здравоохранения при поддержке Всемирной организации здравоохранения, других организаций. После согласований в Правительстве в 2012 году, проект направили в Государственную думу.

Быстрое прохождение законопроекта, вероятно, связано с предстоящим в этом году первым пятилетним отчетом России о выполнении международных обязательств по Рамочной конвенции, а также с «гибкостью» ответственных за демографию и общественное здоровье в процессе согласования итогового текста.

Согласно  «Справке Государственно-правового  управления»:

 

«Федеральный закон принят в целях реализации в российском законодательстве положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году, и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Федеральным законом  установлены:

общие понятия  и принципы охраны здоровья граждан  от воздействия окружающего табачного  дыма и последствий потребления  табака;

полномочия органов  государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

права и обязанности  граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного  дыма и последствий потребления  табака;

запреты на курение  табака на отдельных территориях, в  помещениях и на объектах;

ценовые, налоговые  и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению  торговли ими;

Читать далее http://maxpark.com/user/4295121330/content/1849483



Вернуться к списку новостей
Вернуться на главную страницу
Оригинальная идея - Приморское отделение СБНТ