Программа первоочередных мер государственной антиалкогольной политики
Гланая В избранное Написать письмо ФОРУМ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
 

 


ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СОЮЗ БОРЬБЫ ЗА НАРОДНУЮ ТРЕЗВОСТЬ.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТРЕЗВОСТИ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОЕКТ
  ПРОГРАММА
первоочередных мер государственной
антиалкогольной политики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва
август 2006 г.
 
 


Наименование
Программа первоочередных мер государственной антиалкогольной политики[1]
 
Актуальность Программы
Согласно экспертным оценкам алкоголь является прямой или косвенной причиной от 350 тыс. до 700 тыс. смертей россиян ежегодно (аналогичный показатель США – 100 тыс.).
Употребления алкоголя в настоящее время является основной причиной демографической катастрофы в России. В 1991 году смертность сравнялась с рождаемостью и уже 15 лет значительно превышает ее. В последнее десятилетие убыль народонаселения в стране составляет 700-800 тыс. человек ежегодно. При этом главным фактором избыточной смертности, или «сверхсмертности», безусловно, является катастрофически высокий процент смертей, или непосредственно связанных с потреблением алкоголя (отравления, травматизм), или вызванных заболеваниями, причинами которых является употребление алкоголя (сердечно-сосудистые, инфекционные и т.д.). Весьма красноречиво подтверждают это результаты изучения антиалкогольной кампании в СССР в 1985–1987 гг., когда реальное потребление алкоголя сократилось приблизительно на 27%, что привело к снижению смертности на 12% среди мужчин и на 7% среди женщин. Смертность от алкогольных отравлений снизилась на 56%. Смертность среди мужчин от несчастных случаев и насилия снизилась на 36%, от пневмонии на 40%, от других заболеваний дыхательной системы на 20%, а от сердечно-сосудистых заболеваний на 9%. Трагизм избыточной смертности в России усугубляется ее концентрацией в молодых и зрелых возрастах, прежде всего среди мужчин.
По официальным данным, в 2005 г. в России насчитывалось 3445162 больных наркологическими расстройствами, в т.ч. алкоголизмом – 2348567 человек. По неофициальным данным, число алкоголиков может достигать 5 млн. человек. Мужчины страдают от алкоголизма в 5 раз чаще женщин.
Не представляется возможным точно исчислить экономический и социальный ущерб приносимый масштабной алкоголизацией населения страны. Но по оценкам Минэкономразвития России, только нелегальный алкогольный бизнес наносит ущерб экономике в сумме 12 млрд. рублей ежегодно. Огромный экономический ущерб российской экономике причиняется: ежегодным выбытием 75 тыс. человек работоспособного возраста, преждевременно умирающих от причин связанных с алкоголем; необходимостью содержания 600 тыс. «социальных» сирот – детей живых, чаще всего спившихся родителей, необходимостью борьбы с беспризорностью и безнадзорностью 1,1 млн. детей, покидающих свои семьи из-за пьянства, и сопутствующего ему насилия и аморального поведения родителей; содержанием, лечением и социальной реабилитацией огромного количества больных (как алкоголизмом, так и другими алкоголеобусловленными заболеваниями).
Алкоголь отнимает у России будущее – ее молодежь, которая все больше втягивается в употребление алкоголя. Еще в 2002 г. было установлено, что 80,8% молодежи в возрасте 11–24 лет употребляют алкоголь, в сельской местности – свыше 90%. Девушки – будущие матери – не отстают от юношей. Регулярное потребление пива начинается в 12 лет, вина – в 15 лет, водки – в 16 лет.
Выход из создавшегося положения возможен лишь путем проведения научно и экономически обоснованной государственной антиалкогольной политики, включающей в себя все аспекты алкогольной проблемы и реализации конкретных стратегических программ, имеющих целью обеспечить трезвость и здоровье нашим детям и обществу.
 
Цель и задачи Программы первоочередных мер государственной антиалкогольной политики в сфере производства, оборота и потребления алкоголя
 
Программа разработана в целях обеспечения единства государственной антиалкогольной политики и пропаганды трезвого образа жизни.
 
Целью Программы является сохранение и улучшение здоровья и жизни людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения вследствие употребления алкогольных изделий.
 
Цель Программы обусловливает следующие ее основные задачи:
•      сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения вследствие употребления алкоголя, снижение иных связанных с этим негативных социальных последствий;
•      сохранение естественной трезвости детей и молодежи;
•      противодействие нелегальному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
•      лечение и социальная адаптация граждан, имеющих алкогольную зависимость; совершенствование организационной структуры и повышение эффективности работы наркологических медицинских учреждений;
•      формирование в общественном сознании установок на трезвость, как норму жизни нормальных людей.
 
Контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, а также, общественные организации, заинтересованные в осуществлении государственной антиалкогольной политики.
 
Перечень первоочередных мер
Первоочередные меры по реализации государственной антиалкогольной политики должны включать:
 
1. Повышение эффективности государственного контроля за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Алкогольными изделиями считать, как это принято во всем мире, любые алкогольные изделия с объемным содержанием спирта более 1,5 процента.
1.1.Создание государственного органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контроль за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
1.2. Запрещение любой рекламы алкогольных изделий, кроме мест их специализированного производства и специализированной продажи.
1.3. Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
1.4. Запрет на торговлю алкогольными изделиями в местах массового скопления людей, на всех видах транспорта, а также во время проведения массовых мероприятий.
1.5. Запрещение торговли алкогольными изделиями на территории и вблизи (ближе 300 метров) детских, учебных, лечебных, культурных и спортивных учреждений. Эти учреждения и прилегающие к ним территории должны стать безусловными зонами трезвости.
1.6. Предоставление права местного запрета продажи алкогольных изделий, в том числе по нравственным соображениям, органам власти любого уровня, а также сходам граждан.
 
2. Меры по усилению контроля за производством и оборотом этилового спирта
2.1. Установление запрета на розничную продажу неденатурированного этилового спирта и неденатурированной спиртосодержащей продукции (за исключением аптечных организаций).
Установление мер административной и уголовной ответственности за незаконную продажу неденатурированного этилового спирта и неденатурированной спиртосодержащей продукции.
2.2. Распространение действующего запрета производства, поставки и розничной продажи этилового спирта на территории, для которых в настоящее время существует исключение из этой нормы, – районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в соответствии с Федеральным законом и перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.[2]
2.3. Установление дополнительных ограничений в сфере оборота этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции.[3]
 
3. Поэтапное введение государственной монополии на розничную торговлю алкогольной продукцией.
3.1. Создание государственного предприятия по розничной торговле алкогольной продукцией.
3.2. Закрепление за указанным государственным предприятием прав розничной продажи указанной алкогольной продукции в объеме: с 2007 г. – 30 %, с 2008 г. – 50 %, с 2009 – 75 % розничной продажи алкогольной продукцией.
Введение с 2010 г. полной государственной монополии на розничную торговлю алкогольной продукцией.
 
4. Меры по профилактике пьянства и алкоголизма (включая пивной алкоголизм) и пропаганде трезвого образа жизни.
4.1. Комплекс мер по стимулированию изготовления и распространения социальной рекламы в СМИ, направленной на разъяснение опасности употребления алкоголя для жизни и здоровья, социального благополучия человека.
4.2. Ежегодное размещение государственного заказа на производство и распространение в СМИ информационных материалов, в том числе телевизионных фильмов и телепередач, а также материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет), направленных на формирование установок на трезвый образ жизни.
4.3. Внедрение в общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы разделов, касающихся изучения воздействия на организм человека употребления алкоголя по разработанным Международной академией трезвости учебникам «Уроки культуры здоровья».
4.4. Проведение информационно-разъяснительной работы среди участников дорожного движения об опасности употребления алкоголя – в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в состоянии опьянения.
4.5. Создание и развитие системы антиалкогольного мониторинга.
 
5. Снижение доступности алкогольной и спиртосодержащей продукции методами налогового регулирования и введения ограничений на торговлю этой продукцией.
5.1. Повышение в течение 2007–2009 гг. налоговых ставок по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в том числе пиво, на 30–50% ежегодно.
5.2. Поэтапное сокращение количества лицензий на право осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и количества мест розничной продажи алкогольных изделий – на основе квот, выделяемых на субъекты Российской Федерации пропорционально численности населения на соответствующих территориях и с учетом расстояний между населенными пунктами.
5.3. Введение ограничений по времени и по дням продажи алкогольных изделий:
с понедельника по пятницу – с 11.00 до 19.00;
в субботу – с 11.00 до 16.00;
в воскресенье – запрет на продажу алкоголя.
5.4. Установление запрета на продажу алкогольных изделий лицам в состоянии опьянения.
5.5. Установление требований по оборудованию помещений для продажи алкогольных изделий:
с 2008 г. – обязательное наличие специального зала для торговли алкогольными изделиями площадью не менее 30 кв. м., закрывающегося на время действия запрета продажи алкогольных изделий;
с 2009 г. – наличие зала для торговли алкогольными изделиями площадью не менее 30 кв. м. с отдельным входом с улицы.
 
6. Меры по ограничению торговли аптечными организациями лекарственными и лечебно-профилактическими средствами с содержанием спирта.
6.1. Введение обязательного рецептурного отпуска и предметно-количественного учета спиртосодержащей лекарственной и лечебно-профилактической продукции в расфасовке более 20 мл.
 
6.2. Введение ограничений на безрецептурную торговлю спиртосодержащей лекарственной и лечебно-профилактической продукцией:
• расфасовка не более чем по 20 мл;
• установление запрета на продажу указанной продукции несовершеннолетним;
• установление запрета на продажу указанной продукции лицам в состоянии опьянения.
6.3. Установление мер административной ответственности за нарушение порядка торговли аптечными организациями спиртосодержащей лекарственной продукцией, предусматривающих, в том числе, отзыв лицензии у юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, нарушивших порядок торговли указанной продукцией.
 
7. Меры по сокращению производства, продажи и потребления физическими лицами алкогольных изделий, незаконно производимых с использованием процесса дистилляции (перегонки).
7.1. Установление запрета на изготовление, хранение и продажу физическими лицами алкогольных изделий с использованием процесса дистилляции (перегонки).
Установление мер административной ответственности за изготовление физическими лицами алкогольных изделий с использованием процесса дистилляции (перегонки); за хранение нелегально произведенной продукции объемом более 10 литров; за однократный сбыт алкогольных изделий, незаконно произведенных с использованием процесса дистилляции.
7.2. Установление мер уголовной ответственности за неоднократную продажу алкогольных изделий, незаконно произведенных с использованием процесса дистилляции.
 
8. Усиление мер ответственности за иные нарушения в сфере производства и потребления алкоголя и спиртосодержащей продукции
8.1. Усиление мер административной ответственности для юридических лиц за нарушения порядка торговли алкогольной продукцией (нарушение временного режима, торговля нелегальными алкогольными изделиями, продажа алкогольных изделий, включая пиво, несовершеннолетним, и др.), предусматривающей, в том числе, в качестве меры ответственности лишение лицензии на торговлю алкогольной продукцией без права повторного получения.
8.2. Установление мер административной ответственности физических лиц за покупку алкогольной продукции по просьбе и для несовершеннолетних и лиц в состоянии опьянения.
8.3. Установление запрета на выдачу лицензии на деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции юридическим лицам, учредители которых ранее являлись учредителями (соучредителями) организаций, лишенных в установленном законом порядке указанных лицензий за нарушения в этой сфере.
8.4. Усиление мер административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
 
9. Совершенствование системы помощи и социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную зависимость, и членов их семей
9.1. Развитие системы государственных и муниципальных наркологических клиник для лечения алкогольной зависимости, в том числе обеспечение их современной аппаратурой и оборудованием.
9.2. Государственная поддержка развития системы общественных учреждений помощи лицам, желающим избавиться от алкогольной и иной наркотической зависимости немедицинскими методами.
9.3. Поддержка научных исследований по вопросам профилактики алкоголизма и социальной реабилитации лиц, страдающих от алкогольной зависимости.
9.4. Создание в системе органов социальной защиты подсистемы социальной реабилитации (профессиональная переподготовка, трудоустройство, психологическая помощь) лиц, имеющих алкогольную зависимость.
9.5. Поддержка реабилитационных программ, реализуемых традиционными для России религиозными организациями и иными некоммерческими организациями.
 
Разработчики
Организатором и координатором разработки проекта Программы является Общественный совет Центрального федерального округа.
Соисполнители:
Общероссийская общественная организация Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ);
Международная академия трезвости.
Список экспертов – основных разработчиков:
• Иванец Николай Николаевич – Главный нарколог Минздравсоцразвития России, член-корреспондент РАМН, профессор, директор Национального научного центра наркологии Росздрава.
• Коротаев Андрей Витальевич – доктор исторических наук, профессор (факультет истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета);
• Халтурина Дарья Андреевна – кандидат исторических наук, доцент (кафедра организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации);
• Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук (кафедра государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).
• Жданов Владимир Георгиевич – кандидат физико-математических наук, профессор (кафедра практической психологии и психоанализа Сибирского гуманитарно-экологического института), первый заместитель председателя СБНТ;
• Тарханов Григорий Иванович – вице-президент Международной академии трезвости, зам председателя СБНТ.
Проект Программы получил положительные заключения и поддержку (еще до внесения в него изменений и дополнений СБНТ и Международной академии трезвости – ред.) ряда авторитетных научных и образовательных учреждений, в том числе:
•      Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
•      кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (доктор юридических наук, профессор М.Н. Кузнецов);
•      кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (доктор юридических наук, профессор П.Р. Кулиев);
•      Центра цивилизационных и региональных исследований РАН;
•      Центра демографических исследований.
 
Проект поддержали крупнейшие централизованные религиозные организации России, прежде всего – Русская Православная Церковь (председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский Александр), российские мусульмане (первый заместитель председателя Координационного Центра мусульман Северного Кавказа Ш.А. Пшихачев).


[1] Далее – Программа.
[2] Внесение изменений в пункт 4 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.
[3] Проект Федерального закона № 279547-4 «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.
Оригинальная идея - Приморское отделение СБНТ